«Знание» и ВЦИОМ: Половина респондентов подарят детям российские игрушки
Российское общество «Знание» совместно с Аналитическим центром ВЦИОМ в декабре 2025 года провело исследование о новогодних подарках и выборе игрушек. В опросе участвовали 1600 россиян в возрасте от 18 лет и старше из 79 регионов страны.
Исследование показало, что подавляющее большинство респондентов планируют дарить подарки детям на Новый год, при этом ожидания детей в представлении взрослых и планы взрослых различаются. По мнению опрошенных, современные дети больше всего были бы рады получить гаджеты и электронные устройства (59 процентов), деньги (31 процент) и сладкие подарки (19 процентов). При этом сами взрослые чаще планируют дарить сладкие подарки (34 процента), деньги (27 процентов) и творческие наборы для рисования и лепки (17 процентов).
Книги, как следует из результатов опроса, взрослые собираются дарить в четыре раза чаще, чем, по их мнению, хотели бы получить сами дети (12 процентов против 3 процентов). По сравнению с прошлым годом заметно выросла доля россиян, планирующих дарить детям деньги: в 2025 году об этом заявили 27 процентов опрошенных против 17 процентов годом ранее.
В «Знании» также отметили различия по социальным группам. Женщины чаще мужчин выбирают сладкие подарки и творческие наборы, а жители Москвы и Санкт-Петербурга реже остальных планируют дарить сладкое. Россияне с высоким уровнем потребления чаще планируют дарить деньги, тогда как респонденты с ограниченным уровнем потребления чаще выбирают мягкие игрушки.
Выбирая игрушку в подарок, россияне в первую очередь ориентируются на то, чтобы она нравилась самому ребенку — этот критерий назвали 41 процент опрошенных. Также важными назвали развивающий характер игрушки (29 процентов), ее безопасность (26 процентов) и качество материалов (25 процентов).
Почти половине россиян (47 процентов) в целом важно, чтобы игрушка была произведена в России. Кроме того, 47 процентов опрошенных считают, что в российских магазинах и на маркетплейсах скорее недостаточно игрушек, созданных в традициях российской культуры и истории, — чаще так отвечали россияне с детьми-школьниками и респонденты в возрасте от 35 лет и старше.
Отдельный блок исследования был посвящен осведомленности о конкурсе «Родная игрушка», который «Знание» проводит совместно с «Движением Первых». О конкурсе сообщили, что слышали, 16 процентов россиян, а среди них 28 процентов считают важным, чтобы игрушка, которую они будут дарить ребенку, была победителем конкурса.
В «Знании» подчеркнули, что данные опроса показывают внимание россиян не только к привлекательности игрушки для ребенка, но и к ее развивающему потенциалу, безопасности, качеству и производителю. Эти запросы, по их оценке, отражаются в задачах конкурса «Родная игрушка», который направлен на поддержку отечественных производителей, развитие индустрии детских товаров и популяризацию игрушек, основанных на традиционных культурных ценностях.

