Политолог Рудаков: Пашиняна меняет суверенитет страны на личные гарантии
Отказ от союзов, разрушение связей с традиционными партнерами и внутренняя дестабилизация — все это формирует в Армении тревожный политический ландшафт. Сценарии, которые еще недавно назывались спекуляциями, сегодня начинают реализовываться на практике. Так политолог, кандидат исторических наук Александр Рудаков прокомментировал «Ленте.ру» предстоящее в Вашингтоне подписание премьер-министром Армении Николом Пашиняном мирного соглашения с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым.
В 2022 году премьер-министр Армении Никол Пашинян уверял, что любые договоренности с Баку будут приниматься только после широкого общественного обсуждения и при участии представителей Нагорно-Карабахской республики. Однако, по мнению эксперта, сегодня политический курс главы правительства Армении говорит об отказе от прежних обязательств и принципов и свидетельствует о приоритете его личных интересов над общенациональными.
По словам эксперта, с момента прихода к власти премьер-министр Никол Пашинян заявлял, что стремится к «настоящей независимости» Армении. В частности, широко известно его утверждение о том, что вопрос Нагорного Карабаха якобы использовался как «удавка», мешающая Армении состояться как суверенному государству.
«В реальности же демонтаж связей с Россией, дистанцирование от Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического союза ведет к разрушению геополитической субъектности Еревана», — заявил Рудаков.
Он подчеркнул, что страна теряет международный авторитет, уважение со стороны соседей, разрушается ее исторический и стратегический код. В этой связи, по его мнению, вызывает сомнение сам термин «независимость», который использует армянское руководство.
«По сути, реализуется самый пессимистичный сценарий. И здесь не столь важно, идет ли речь о некомпетентности, непрофессионализме и отсутствии опыта, или это осознанная стратегия демонтажа суверенитета в обмен на некие гарантии узкому кругу лиц», — считает политолог.
Как отметил эксперт, не исключен и более глубокий вариант — сознательный отказ от исторической, религиозной и культурной идентичности. Он назвал происходящее «входом в режим самоликвидации».
«Для страны, которая стала первым в мире христианским государством еще в 301 году, все происходящее несет риск грандиозной цивилизационной катастрофы», — заключил Рудаков.
Ранее «Лента.ру» сообщала, что премьер-министр Армении Никол Пашинян может подписать мирный договор с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в столице США Вашингтоне. Однако на фоне сохраняющихся разногласий между Баку и Ереваном остается неясным, насколько этот шаг будет соответствовать долгосрочным интересам Армении и ее граждан.
«Лента.ру» уже писала о том, что несмотря на заявление сторон в марте 2025 года о полном согласовании текста документа, окончательное подписание пока не состоялось. Ключевым препятствием остается так называемый Зангезурский коридор, призванный соединить западные районы Азербайджана с Нахичеванью через юг Армении. Ереван последовательно отвергает «коридорную» логику, опасаясь потери контроля над Сюникской областью.
США предложили компромиссный вариант: передать 32 километра дороги в аренду на сто лет частному американскому оператору. Первоначально Армения отказалась от этого предложения, однако впоследствии, как писала газета «Жоховурд», согласилась на модифицированную схему — без формулировки «коридор» и без делегирования полномочий, но с элементами внешнего контроля. Эти условия могут быть восприняты внутри страны как уступка, создающая угрозу территориальной целостности.
Дополнительное напряжение в обществе вызывает требование Баку исключить из преамбулы армянской Конституции положение о «воссоединении Армении с Нагорным Карабахом». Несмотря на то, что власти в Ереване еще в 2024 году заявляли о планах изменить основной закон и назначили соответствующий референдум на 2027 год, данное положение все еще в силе. Это вызывает споры о юридических основаниях будущего мирного соглашения.
Остаются вопросы и по поводу формата переговоров. Их проведение при участии Дональда Трампа, находящегося в избирательной кампании, может восприниматься как способ продвижения его интересов, а не как механизм справедливого баланса между сторонами. Эксперты указывают, что Армения рискует оказаться втянутой в процесс, выгодный внешним участникам, тогда как реальные гарантии безопасности и устойчивости будущих договоренностей остаются под вопросом.
В условиях, когда страна уже утратила контроль над Нагорным Карабахом и оказалась в уязвимом положении, в армянском обществе растет обеспокоенность. Многие опасаются, что в ситуации ограниченного выбора Армения идет на дополнительные уступки, не получая взамен конкретных и гарантированных выгод.